Поиск по сайту

В материалы нашего сайта не вошла информация, являющаяся конфиденциальной и не подлежащая разглашению по договоренности с заказчиками.

При цитировании, изложении материалов сайта центра "Пульс" на других сайтах просим ссылаться на источник   ( http://puls.od.ua ).

При использовании материалов в печатных СМИ просим указывать Социологический информационно-исследовательский центр "Пульс" как источник информации.

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ И НА УКРАИНЕ: 2005–2010 ГГ.

Частично опубликовано в газете "Одесские известия" 17 июля 2010 г.

Методика исследований. Оценка достоверности полученных данных

В 1995 г., а затем в 2003-2008 гг. Социологический информационно-исследовательский центр "Пульс" провёл четырнадцать репрезентативных выборочных исследований (анкетных опросов по месту жительства респондентов в технике “лицом-к-лицу”), в которых, в частности, фиксировались различные параметры религиозной ситуации в Одессе и области. Пять исследований было проведено в масштабах Одесской области в 2005–2008 гг. (здесь опрошено 7298 респондентов).  При этом объем выборки в области колебался в разных опросах от 1446 до 1485 респондентов. Во всех случаях использовалась смешанная квотно-вероятностная стратегия формирования выборки.

Фактическая ошибка областных выборок, рассчитанная по квотным и не квотным контрольным переменным,  колебалась в разных опросах  в пределах от 1% до 4%.

 

Таким образом, метод формирования и объем выборок обеспечили возможность достоверно  судить по данным выборочных опросов о ситуации  в области. Выборочные совокупности по контролируемым социальным характеристикам    представляют собой достаточно точную модель взрослого населения Одесской области.

Кроме того, для проверки одной из ключевых гипотез нашего исследования в масштабах Украины, по нашему заказу в ходе очередного репрезентативного опроса (Омнибуса) Киевского международного института социологии (КМИС) была получен массив данных о  распределении ответов на ряд вопросов, характеризующих некоторые важные аспекты религиозной ситуации на Украине. Опрос проходил в марте 2010 года  в 110 населенных пунктах во всех областях Украины и в автономной республике Крым. Было собрано 1226 анкет.

Статистическая погрешность стохастической выборки, репрезентативной для населения Украины в возрасте от 18 лет (с вероятностью 0,95 без учёта дизайн?эффекта) не превышает 2,9%  для показателей, близких к 50%.

В итоге всех этих исследований накоплен обширный эмпирический материал, который будет нами изложен в ряде публикаций. Первую из них, в которой пойдёт  речь об уровне религиозности населения нашей области, о ловушках простых решений в социологии  и, в связи с этим, о реальных  конфессиональных предпочтениях наших земляков и верующих Украины в целом, об уровне воцерковленности,  о некоторых других аспектах религиозной ситуации в пределах Одесской области и страны в целом мы предлагаем вашему вниманию.

 

Уровень религиозности населения

 

В наших исследованиях первоначально (в 1995 – 2006 гг.) для выявления уровня религиозности использовался вопрос "Вы себя считаете верующим(-ей) или неверующим(-ей)?" с тремя вариантами ответов (см. табл. 1). Он позволил определить этот базовый показатель религиозной ситуации лишь в самом первом приближении, без полутонов.  Не найдя "своих" вариантов ответа, "уходили" в ответ "трудно определить отношение к религии" колеблющиеся в своих убеждениях и редкие, нестандартные типы верующих.

Применение в последующем в том же вопросе более развернутого (до шести вариантов) перечня ответов дало возможность, во?первых, уточнить данные об уровне религиозности, во-вторых, получить информацию о распространенности разных типов верований среди наших земляков.

 

Таблица 1 –  Динамика показателей характера и уровня религиозности в Одесской области: октябрь 2005 г. – ноябрь 2008 г.

Вы себя считаете верующим(-ей) или неверующим(-ей)?  Или Вам трудно определить своё отношение к религии?

 

Население области

(от 18 лет и старше), %

2005 (окт. )

N=1457

2006 (февр.)

N=1455

2007 (янв.)

N=1446

2008

(2 массива –

март,  ноябрь)

N=2940

Верующим(-ей) / Верующим(-ей)  в Бога*

68

64

64

64

Колеблющимся(-ейся) между верой в Богаи неверием в него*

8

9

Верующим(-ей)  в другие сверхъестественные силы (колдовство, магию, гадание, астрологию, приметы,..)*

1

1

Безразлично относящимся(-ейся) к вере и неверию*

4

4

Неверующим(-ей)

13

16

12

12

Трудно определить отношение к религии

19

20

11

10

*  Символом '*' отмечены варианты ответов на данный вопрос, использовавшиеся в анкетах с 2007 г.

В данной таблице разница показателей (по строчке) значима тогда, когда она более 4%.

 

Приведенные выше данные свидетельствуют, прежде всего, о том, что базовые показатели религиозности (удельный вес верующих в Бога и неверующих) в 2005­–2008 гг. были практически  стабильны. И если колебались, то в пределах погрешности выборки. Это, в свою очередь, дает нам право в последующем провести сравнительный анализ социальных портретов этих двух категорий, не только по отдельным, но и по объединённым массивам данных.

Большинство взрослого населения области (64%±4%, если учитывать погрешность выборки) считает себя верующими в Бога. Небольшая часть (8-9%) колеблется между верой в Бога и неверием в него.

Неверующих – меньшинство.  Совсем немного безразличных к вопросам веры.  Остальным (10–15%) трудно  определить свое отношение к религии.

Таким образом,   в Одесской области в последние годы преобладающее большинство  взрослого населения – люди религиозные (если считать вместе с нетвёрдыми в вере, то их 73±4%).  "Колеблющихся", как и  наши российские коллеги, мы причисляем к верующим, поскольку они не отрицают веру в Бога. Кроме того, эту категорию относили к верующим даже в некоторых советских методиках определения религиозности населения[1].

Решающим подтверждением правильности такой классификации "колеблющихся" является тот факт, что, отвечая на другой вопрос наших исследований, выполняющий, помимо прочего, функции вопроса-фильтра  ("Если Вы считаете себя верующим человеком, то к какому вероисповеданию Вы себя относите?") подавляющее большинство (больше 80%) этих людей относят себя к верующим. Как правило – верующим православного вероисповедания.

 

Распределение верующих области по вероисповеданию и конфессиям

Среди верующих основная масса  (80±5%) — православные (см. табл. 2).

Численность сторонников неправославных  конфессий в нашей области весьма невелика. Прихожан Украинской греко-католической (униатской) и римско-католической церкви, протестантов в общей сложности набирается из года в год всего 2–3% от общей численности верующих. Иудаистов, мусульман, участников нетрадиционных религиозных движений  еще меньше  (1–2%).

Это свидетельствует об устойчивости конфессиональных ориентаций населения Одесской области, которую не могут преодолеть мощные многолетние миссионерско-пропагандистские кампании различных протестантских конгрегаций и нетрадиционных религиозных общин.

Приведенные ниже данные показывают, что распределение  населения области по вероисповеданию в 2005-2008 гг. было столь же стабильно, как и его основные показатели религиозности (различия – в пределах погрешности выборки). Что точно так же позволяет нам впоследствии охарактеризовать православных области, пользуясь не только отдельными, но и объединенными массивами  данных.

 

 

Таблица 2 –  Если Вы считаете себя верующим человеком, то к какому вероисповеданию Вы себя относите?

 

Верующие области

(от 18 лет и старше), %

Окт. 2005

N=1457

Февр.2006

N=1455

Янв.2007

N=1446

Март 2008

N=1485

22 окт.–

8 ноября 2008

N=1455

Вы православный(ая)

79

80

82

82

81

Представитель других христианских конфессий (католик, униат, баптист и др.)  

2

3

2

3

2

Мусульманин

<1

<1

<1

1

<1

К другой конфессии

1

1

1

<1

1

Вы верующий(-ая), но не принадлежите ни к одной определённой церкви (общине)

6

7

6

4

7

Затруднились ответить

12

9

9

10

9

В данной таблице разница показателей (по строчке) значима тогда, когда она более 5%.

 

Уже после первого, пробного опроса 1995 г. в Одессе стало абсолютно ясно, что, задавая один-единственный вопрос о конфессиональной принадлежности, мы получаем неверную картину, существенно отличающуюся от реальной ситуации. По данным тогдашнего опроса выходило, что в Одессе людей, которые считали себя членами Украинской православной церкви Киевского "патриархата" практически столько же, сколько тех, кто считал себя прихожанами Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) – 13% и 14% общей численности взрослых одесситов (26% и 28% верующих, соответственно). И это в условиях, когда в областном центре действующих храмов в распоряжении УПЦ (МП) было на порядок больше, чем имела УПЦ-КП. У последней была тогда только одна  полуразрушенная церковь. На большие церковные праздники сравнительно несложным было воочию убедиться, что на деле сторонников Киевского "патриархата" несравненно меньше, чем у  Украинской Православной Церкви   (Московского Патриархата).

Похожие данные о примерно одинаковой численности приверженцев УПЦ (МП) и УПЦ-КП (в последние годы) или даже о радикальном преобладании последних  в среде верующих Украины (прежде) получали в ходе опросов и наши   киевские коллеги. Так, например, по данным опросов  Института социологии НАН Украины в 1995 г. к УПЦ-КП себя относили 30% населения Украины (от 18 лет), а к УПЦ (МП) всего 8%.  В дальнейшем, вплоть до начала текущего десятилетия,  соотношение числа сторонников этих двух конфессий  по данным общеукраинских исследований менялось, но непринципиально. Преобладали, причём весьма существенно, люди, которые относили себя к УПЦ-КП. Лишь в последние годы социологи начали получать данные, которые говорили о том, что на Украине (в целом), вроде бы, установился паритет по числу сторонников УПЦ-КП и УПЦ (МП).

Информация, получаемая по этой проблеме нашими киевскими коллегами, сильно расходилась (особенно в 1990-е годы), с данными госстатистики о количестве приходов и священников разных юрисдикций, с данными, наконец, о том, какая часть самых густонаселённых епархий Украины "окормлялась" священнослужителями УПЦ (МП).

Для нас уже в 1995 г. стала очевидно, что для получения достоверной  информации о конфессиональной принадлежности верующих необходимо внести серьёзные поправки в методику исследования.

Как только появилась возможность, мы это сделали. В порядке проверки ряда гипотез, объясняющих причины явного занижения показателей УПЦ (МП) и, напротив, завышения показателей УПЦ (КП), методика фиксации показателей конфессиональной принадлежности была серьёзно модифицирована.

Сначала в перечень ответов на вопрос о конфессиональной принадлежности был добавлен вариант "Русская Православная Церковь (Московского Патриархата)". Мы,  понимая, что с точки зрения украинской юриспруденции на Украине такой религиозной организации нет, исходили  из следующих соображений.

Наличие РПЦ (МП) в Украине это факт, во-первых, с точки зрения канонического (церковного) права. Во-вторых – это факт (как минимум – в пределах Одесской области, а также Юга и Востока Украины) социально-психологической (конфессиональной) установки.

Уточним правовой аспект. Цитируем. "Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви." [см.:Устав Русской Православной Церкви, І. Общие положения, пункты 1,2]. Конец цитаты.

Заметим, что термин "Русская" здесь не значит "российская" или "церковь этнических русских". Это значит "всея Руси".

Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) по сей день - это каноническое подразделение ("Самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии") Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). – [см.: Устав Русской Православной Церкви, глава VIII, пункт 18].

 

А теперь о втором, социально-психологическом, аспекте. Для многих верующих православных Украины (включая священнослужителей, разумеется) важна как раз принадлежность УПЦ (МП) к более широкой, и при этом канонической, признанной Вселенским Православием, общности – РПЦ (МП). Они идентифицируют себя конфессионально, как показывают  наши исследования,  именно с этой широкой общностью. А  с  УПЦ (МП)  они себя причисляют лишь постольку, поскольку УПЦ (МП) является частью (структурным подразделением) РПЦ (МП), возглавляемой Патриархом Московским и всея Руси.

 

Подчеркнём, что сразу после введения дополнительного варианта ответа ("Русская Православная Церковь (Московского Патриархата)"  распределение ответов на вопрос о конфессиональной принадлежности в одесских опросах существенно изменилось в пользу Московского Патриархата. Иными словами, для верующих одесситов этого варианта раньше явно не хватало.

Сейчас среди православных области впятеро больше тех, кто относит себя к Православной Церкви Московского Патриархата (они составляют 52% общей численности православных области), чем к УПЦ?КП. К УПЦ Киевского "патриархата" в последние годы себя причисляет примерно десятая часть  православных.  Заметим, что ряды сторонников этой религиозной организации в нашей области существенно поредели именно в 2008 г. (см. табл. 3, 4).

 

 

Таблица 3 – Самоидентификация населения области (от 18 лет и старше) по конфессиям: октябрь 2005 г. – ноябрь 2008 г.

Если  Вы себя считаете православным(-ой), то к какой общине (группе) верующих Вы себя относите?

 

Население области

(от 18 лет и старше) , %

Окт. 2005

N=1457

Февр.2006

N=1455

Янв.2007

N=1446

Март 2008

N=1485

22 окт.–

8 ноября 2008

N=1455

Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)

24

20

22

24

22

Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

10

8

13

17

15

Русской Православной Старообрядческой Церкви

1

0

1

<1

1

Украинской православной церкви Киевского "патриархата"

16

16

17

10

6

Украинской автокефальной православной церкви

1

1

1

<1

0

Другой православной общине

1

2

1

1

1

Затруднились ответить

28

31

28

26

26

Нет ответа на вопрос (неверующие и православные не относящие себя к определённой конфессии)

19

22

17

22

29

Баланс идентифицирующих себя с МП и КП, раз

2,2

1,7

2,0

4,2

5,9

В данной таблице разница показателей (по строчке) значима тогда, когда она более 5%.

 

 

Таблица 4 – Самоидентификация православных области по конфессиям: октябрь 2005 г. – ноябрь 2008 г.

Если  Вы себя считаете православным(-ой), то к какой общине (группе) верующих Вы себя относите?

 

Православные области

(от 18 лет и старше)

Окт. 2005, %

Февр.2006, %

Янв.2007, %

Март 2008, %

22 окт.–

8 ноября 2008, %

Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)

30

25

26

31

31

Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

13

11

15

21

21

Русской Православной Старообрядческой Церкви

2

1

1

1

1

Украинской православной церкви Киевского "патриархата"

20

21

20

13

9

Украинской автокефальной православной церкви

1

1

1

0

1

Другой православной общине

1

2

2

1

1

Затруднились ответить

33

39

35

33

36

В данной таблице разница показателей (по строчке) значима тогда, когда она более 6%.

 

 

Однако,  если судить по последним данным общеукраинского исследования КМИС, то  УПЦ Киевского "патриархата" в нашей стране (в целом) имеет сторонников больше, хотя и ненамного, чем  УПЦ Московского Патриархата (см. табл. 5).

 

 

Таблица 5 – Скажите, к какой конфесии/церкви Вы принадлежите? Март 2010 г. (Опрос КМИС, N = 1226)

 

Население Украины

(от 18 лет), %

Украинская православная церковь (Киевский патриархат)

29

Украинская православная церковь (Московский патриархат)

23

Русская православная церковь (Московский патриархат)

3

Украинская автокефальная православная церковь

<1

Греко-католическая церковь

8

Римско-католическая церковь

<1

Протестантские христианские церкви

2

Мусульманская

<1

Другая конфессия

1

Верующий, но не принадлежу ни к одной конфессии

22

Другой ответ

2

Неверующий, атеист

7

Трудно сказать/ Не знаю

3

Нет ответа

<1

 

 

Заметим, что такого рода информация широко использовалась раньше УПЦ-КП.  Особенно в 1990-е годы, когда по данным опросов на Украине преобладающее большинство верующих считали себя членами УПЦ-КП. Да и сегодня иерархи УПЦ-КП не забывают подкреплять те или иные свои аргументы данными опросов. Вот и недавно, 14 июля 2010 г., на официальном сайте УПЦ-КП "Церква.info" опубликован текст интервью "патриарха" Филарета. В котором он, в числе прочего, говорит:

«Народ хочет иметь независимую Церковь, как и независимое государство. […] На сегодня Киевский Патриархат имеет четырнадцать миллионов сторонников, верующих, а Московский – девять миллионов, хотя храмов и приходов у Московского Патриархата вдвое больше, чем у нас» [ см.: http://www.cerkva.info/ru/intervju/626-int-ostrov.html ].

 

Два замечания.

Первое – по поводу количества сторонников УПЦ (МП) и УПЦ-КП. Даже если принять за истину в последней инстанции (а это, как мы покажем ниже, делать не стоит) данные мартовского опроса КМИСа о распределении ответов украинских граждан на вопрос об их конфессиональной принадлежности, то в УПЦ-КП числят себя менее 14 миллионов украинцев, а в УПЦ (МП) почти 11 млн. И это без 1,4 млн. членов РПЦ (МП).

Второе замечание – насчёт того, что народ (имеется в виду весь) хочет иметь независимую церковь. Ниже мы обрисуем, что хочет большинство православных верующих Украины, а чего не хочет. Как оказалось, ситуация диаметрально противоположна тому, что говорит "патриарх".

 

Значительная часть людей, идентифицируя себя с  Киевским "патриархатом", поступает так в силу недостаточной информированности. Многие верующие называют себя принадлежащими к УПЦ-КП по недоразумению, в силу элементарной логической ошибки: раз церковь украинская, то и патриарх Киевский. Они просто не знают толком, какой именно православной юрисдикции (Московского Патриархата или Киевского «патриархата») принадлежит храм, в который они обычно ходят (см. табл. 6).

 

 

Таблица 6 –  Знаете ли Вы, какой из православных конфессий (Московского, Киевского патриархата,  старообрядческой,..) принадлежит храм, который Вы чаще всего посещаете?  Январь 2007 г. (N = 1446)

 

Православные области

(18 лет и старше), %

Знаете

30

Точно не знаете

53

Хотя и верующий, церковь не посещаете

17

И так обстоит дело не только в нашей области. Об этом свидетельствуют данные общеукраинских опросов 2000 г. и 2002 г.  Больше половины православных не знали – к какой из православных церквей относится их церковный приход, какому патриархату принадлежит церковь, в которую они ходят[ii].

 

Причина такой неосведомлённости большинства православных – их слабая ангажированность, вовлечённость в жизнь, дела и проблемы Церкви. Иными словами, в том, что воцерковление основной массы верующих ещё только начинается…  "Созревание определенной […] ситуации выражается, в том числе, в кристаллизации вопросов, относящихся к ее самым существенным свойствам. Ответы не могут обгонять вопросы, незрелость вопросов обусловливает и незрелость ответов"[iii].

Именно в этом корни тех недоразумений, которые проступают в ответах верующих на вопрос о конфессиональной принадлежности.

 

Данные нашего январского 2007 года опроса хорошо подтверждают эти соображения.  Среди невоцерковленных православных области только один/одна из пяти знает,  в храм какой из церквей он/она) ходит. А большинство из них (60%) не знает точного ответа на вопрос о конфессиональной принадлежности храма, прихожанами которого они являются.

Напротив, среди тех немногих, кто наиболее воцерковлен, информировано по этому вопросу подавляющее большинство, а недостаточно осведомлен всего один человек из десяти (см. табл. 7).

 

 

Таблица 7 – Зависимость информированности православных области (18 лет и старше) о конфессиональной принадлежности посещаемых  ими храмов от уровня их воцерковленности: январь 2007 г. (N = 1446)

Знаете ли Вы, какой из православных конфессий (Московского, Киевского патриархата,  старообрядческой,..) принадлежит храм, который Вы чаще всего посещаете?

 

Уровень воцерковленности (по трём показателям)

Нулевой (невоцерковленные), %

Первый, %

Второй, %

Третий, %

Знаете

22

42

65

90

Точно не знаете

60

40

28

10

Хотя и верующий, церковь не посещаете

18

18

7

0

Прим.: О показателях воцерковленности, фиксировавшихся в наших областных опросах см. ниже, в последнем параграфе данной публикации.

 

Эти факты подтолкнули к тому, чтобы в один из наших опросов задать респондентам один простой контрольный вопрос – о том, где именно (на какой улице) располагается тот храм, который чаще всего посещает респондент(-ка).  Зная, кому принадлежат указанные в тех или иных местах храмы, нетрудно получить весьма красноречивую статистику численности прихожан по конфессиям.

Оказалось, что в Одессе "рекордсменом" по этому показателю является УПЦ (МП).

В его храмы ходит 90% всех верующих Одессы (см. табл. 8).

В храмы УПЦ-КП 1% (один процент)…

Комментарии, что называется, излишни.

 

Таблица 8 – Данные о численности прихожан храмов разных конфессий среди верующих  Одессы (от 18 лет и старше): март 2007 г. (рассчитаны по результатам анализа ответов на вопрос: "Если  Вы посещаете церковь, то напишите, пожалуйста, где (на какой улице) находится храм, который Вы чаще всего посещаете")

 

Верующие Одессы

(18 лет и старше), % указаний на храм определенной конфессии

Украинской православной церкви (Московского патриархата)

90

Украинской православной церкви Киевского патриархата

1

Украинской автокефальной православной церкви

2

Другой православной общине

1

Неправославные христианские

3

Где придётся/разные

2

Не посещают/нет времени

1

 

 

Можно не сомневаться, что если бы произвести подобную проверку с помощью такой простой, но весьма трудоёмкой методики в ходе областного или общеукраинского опроса, то результаты были бы, по-видимому, не столь разительными, но, как говорят математики, по порядку равны.

 

Использование ещё одного контрольного вопроса позволило прояснить, насколько ориентация на решительный разрыв УПЦ с РПЦ, характерная для иерархов УПЦ-КП, разделяется православными Одессы, области и Украины в целом.

Оказалось,  что православные в своем большинстве  (на Украине 66±3%, в Одесской области в последние годы 55±4%) за сохранение в той или иной форме тесных церковных связей УПЦ (МП) с РПЦ.

 

Даже среди тех православных Украины (в целом), которые считают себя принадлежащими к УПЦ-КП, сторонников  сохранения тесных церковных связей УПЦ с РПЦ  почти втрое больше, чем желающих скорейшего и кардинального их разделения.

Так что "патриарх" Филарет здорово заблуждался (будем надеяться, что именно заблуждался…), когда говорил о том, что украинский народ хочет иметь независимую (имеется в виду от Московского Патриархата") церковь.  Если бы вопрос решался демократическим образом, то преобладающее большинство православных Украины проголосовало бы за сохранение тесных церковных связей с Русской Православной Церковью, а не за независимость от неё.

 

Сторонников разрыва этих связей, полной независимости УПЦ от РПЦ сравнительно много не внутри, а вне сообщества православных (см. табл. 9).

Для православных Украины серьезным аргументом против разрыва связей УПЦ с Русской Православной Церковью может послужить тот факт, что особенно много (51%) выступающих за такой разрыв среди греко-католиков, издавна зарекомендовавших себя как "друзья" православия в нашей стране.  Которые сами, между прочим, что-то не рвутся отделяться от Римско-католической церкви (Католической Церкви латинского обряда), чтобы стать совершенно независимой от Ватикана церковью.

 

 

Таблица  9 – Что, по Вашему мнению, было бы лучше, правильнее для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)?

Распределение мнений среди украинских христиан православных конфессий и христиан других конфессий: март 2010 г. (Опрос КМИС,  N = 1226)

 

Христиане Украины (от 18 лет и старше)

Православные, %

Прочие, %

Как можно скорее отделиться  от Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), стать независимой

(во всех отношениях) от него церковью

14

43

Стать со временем самостоятельной церковью, сохраняя тесные церковные связи с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата)

26

10

Сохранить нынешнее положение, т. е. остаться самостоятельной частью единой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

40

16

Затрудняетесь ответить

20

31

В конце концов, право решать – как строить в дальнейшем взаимоотношения с Матерью-Церковью принадлежит самой Украинской Православной Церкви, её членам. А среди них даже на Западной Украине желающих и впредь сохранять церковные связи  с РПЦ  гораздо больше, чем сторонников независимости от последней (см. табл. 10 и, в особенности – табл. 11).

 

 

Таблица  10 – Распределение мнений среди православных в разных макрорегионах Украины: март 2010 г.  (Опрос КМИС,  Ni = 802)

Что, по Вашему мнению, было бы лучше, правильнее для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)?

 

Православные макрорегиона

(18 лет и старше), %

Запад

Центр

Юг

Восток

Как можно скорее отделиться  от Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), стать независимой (во всех отношениях) от него церковью

32

14

8

1

Стать со временем самостоятельной церковью, сохраняя тесные церковные связи с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата)

19

32

25

23

Сохранить нынешнее положение, т. е. остаться самостоятельной частью единой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

19

33

49

61

Затрудняетесь ответить

30

21

18

15

 

 

Таблица  11 – Распределение мнений среди православных, считающих себя принадлежащими к УПЦ (МП) в разных макрорегионах Украины: март 2010 г.  (Опрос КМИС,  Ni = 284)

Что, по Вашему мнению, было бы лучше, правильнее для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)?

 

Сторонники УПЦ (МП)

(18 лет и старше), %

Запад

Центр

Юг

Восток

Как можно скорее отделиться  от Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), стать независимой (во всех отношениях) от него церковью

16

14

9

0

Стать со временем самостоятельной церковью, сохраняя тесные церковные связи с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата)

26

26

24

23

Сохранить нынешнее положение, т. е. остаться самостоятельной частью единой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

35

44

53

67

Затрудняетесь ответить

23

16

14

10

 

 

Среди верующих, считающих себя принадлежащими УПЦ–КП, только на Западе Украины преобладают, хотя и с небольшим перевесом, те, кто хотел бы, чтобы УПЦ (МП) как можно скорее и решительнее порвала с РПЦ, добилась полной независимости.. независимой от неё. Во всех остальных макрорегионах, включая Центр, большинство православных, идентифицирующих себя как прихожан УПЦ–КП, предпочло бы сохранение, а не разрыв связей УПЦ с РПЦ (см. табл. 12).

 

 

Таблица  12 – Распределение мнений среди православных, считающих себя принадлежащими к УПЦ–КП в разных макрорегионах Украины: март 2010 г.  (Опрос КМИС,  Ni = 353)

Что, по Вашему мнению, было бы лучше, правильнее для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)?

 

Сторонники УПЦ–КП

(18 лет и старше), %

Запад

Центр

Юг

Восток

Как можно скорее отделиться  от Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), стать независимой (во всех отношениях) от него церковью

38

14

10

4

Стать со временем самостоятельной церковью, сохраняя тесные церковные связи с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата)

16

35

28

21

Сохранить нынешнее положение, т. е. остаться самостоятельной частью единой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

12

26

41

42

Затрудняетесь ответить

33

24

21

33

 

 

Выше уже отмечалось, что православные  Одесской области в своем большинстве придерживаются той же точки зрения,  что и основная масса православных Украины, выступая  за сохранение, а не за скоропостижный разрыв связей Украинской Православной Церкви  с Русской Православной Церковью.

Больше всего (примерно 70%) противников отрыва УПЦ от Матери-Церкви среди «церковного народа» – воцерковленных мирян, для которых   жизнь и судьба Церкви не звук пустой.

Убежденных идейных сторонников политики иерархов УПЦ-КП, т. е. ориентированных на разрыв связей с Русской Православной Церковью среди православных  Одесской области крайне мало (см. табл. 13).

 

Кроме того, и это самое интересное, среди тех наших земляков, кто номинально причисляет себя к УПЦ Киевского «патриархата», установку иерархов этой церкви на быстрейший разрыв связей с РПЦ разделяет только небольшая часть. Предпочитающих продолжать поддерживать эти связи и в будущем среди них гораздо больше (в четыре с половиной раза).

 

 

Таблица 13 –  Распределение мнений среди среди самых крупных групп православных верующих Одесской области (от 18 лет и старше) по данным объединённого массива двух опросов 2008 г.  (Nобъед. = 2940)

Если вы православный(-ая),  то что, по Вашему мнению, было бы лучше, правильнее для Украинской православной церкви?

 

Cчитают себя православными, принадлежащими к:

Православные (в целом), %

Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), %

Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), %

Украинской православной церкви Киевского "патриархата"

Затрудн. определиться с принадлежностью к определённой Православной Церкви

Как можно скорее отделиться  от Русской Православной Церкви Московского Патриархата, стать независимой (во всех отношениях) от него церковью

2

1

13

1

3

Стать со временем самостоятельной церковью, сохраняя тесные церковные связи  с Русской Православной Церковью Московского Патриархата

19

12

42

4

15

Сохранить нынешнее положение, т. е. остаться самостоятельной частью единой  Православной Церкви Московского Патриархата

59

70

15

15

40

Затруднились ответить

20

17

30

80

42

 

 

Итак, данные наших исследований недвусмысленно свидетельствуют о следующем:

–        как на Украине в целом, так и в Одесской области в частности, среди православных преобладает стремление сохранять в той или иной форме тесные церковные связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной церковью;

–        желание, чтобы эти связи были как можно быстрее разорваны, – типичны для инославных христиан; больше всего они характерны для греко-католиков;

–        среди православных в целом и, в частности, среди прихожан УПЦ (МП) сторонников сохранения нынешнего статуса УПЦ  существенно больше, чем тех, кто хотел бы, чтобы  УПЦ со временем стала самостоятельной (автокефальной) церковью, хотя и сохраняющей тесные связи с РПЦ. Так обстоит дело и в Одесской области, и на Украине в целом;

–        у претензий УПЦ (МП) на особый статус есть солидная социальная база во всех регионах Украины[iv]. Причем даже среди тех украинцев, которые вроде бы принадлежат к УПЦ–КП. Но многие из них, скорее всего, де-факто являются прихожанами храмов УПЦ (МП).

 

Помимо прочего, опыт исследований религиозной ситуации  (как наш собственный, так и наших коллег) показал,  что получить достоверную информацию о распределении украинских верующих по православным конфессиям с помощью одного-единственного прямого вопроса не удаётся. Оказалось, что необходимо уточнять эту информацию с помощью контрольных вопросов. Причём таких вопросов, которые позволяют зафиксировать те установки верующих, по тем проблемам Украинской Православной Церкви, подход к которым кардинально различен у двух  наиболее массовых украинских православных юрисдикций.

Задача усложняется тем, что весь чрезвычайно краткий с точки зрения историка период возрождения Церкви на постсоветском пространстве – это время её экстенсивного (в основном) роста. Этот процесс, к тому же, происходил в крайне сложных и тяжелых для преобладающего числа её прихожан условиях кардинального переворота в укладе их жизни. Не выдержали этих условий и досрочно ушли из жизни, не успев передать свой религиозный опыт и знания следующим поколениям прихожан многие из тех, кто и в советские времена оставались практикующими верующими. Религиозное воспитание в семьях большинство пришедших в Церковь не получило. Преемственность поколений верующих  была серьёзно нарушена в большинстве регионов Украины. Кроме, пожалуй,  Западной Украины, где сохранились на бытовом уровне религиозные обычаи и привычки.

Правда,  это обстоятельство сопряжено там не только с преимуществами, но и с некоторыми недостатками в качестве, характере религиозности.

В остальных регионах вхождение нового поколения верующих в Церковь, его воцерковление по существу только развертывается. До его завершения ещё далеко.

 

 

Уровень воцерковленности православных верующих

 

Следует иметь в виду, что «заявленная религиозность», т.е. субъективное отношение человека к религии, его религиозная самоидентификация – это лишь один из элементов религиозности как таковой. К тому же, процесс самоидентификации противоречив, имеет свои внутренние закономерности, и не может в отрыве от других показателей служить критерием роста религиозности. Важно выяснить, насколько существенное место заняла религия в жизни людей на уровне повседневной практики.

Если речь идет о преобладающем большинстве верующих нашей области, а это православные  христиане, то процесс самоидентификации – непростой, сопряженный с массой разного рода житейских проблем процесс воцерковления прихожан. Этот процесс происходит в условиях, когда против него весь устоявшийся, привычный уклад жизни. Ему активно сопротивляется весь нынешний социальный контекст.  От верующего христианина, если он хочет вести православный образ жизни, требуется постоянно прилагать определенные усилия, чтобы осознанно, целенаправленно не только преодолевать сопротивление окружающей социальной среды. Но и отказаться от множества собственных укоренившихся привычек и стереотипов поведения, мышления и чувствования. Принять новый, во многом кардинально отличный от прежнего, тип отношения к себе, людям, миру.   Совершенно справедливо поэтому замечание  В. Ф. Чесноковой, что  "…для любого христианина православие - это жизнь, это путь, на котором он спотыкается, падает, встает, что-то приобретает, от чего-то отказывается. Начинается этот путь с самоназвания. И проходит множество этапов, ступеней восхождения личности к христианскому идеалу"[v]. Это восхождение проходит как усвоение себе установленного в Церкви образа жизни и образа мыслей.

Воцерковление - это добровольное усвоение себе установленного в Церкви образа жизни и образа мыслей. "При этом усвоение образа мыслей происходит параллельно и в тесной связи с усвоением образа жизни. Этот последний именно и является проводником устойчивого влияния Церкви на человека, позволяющего человеку со временем выработать себе новое отношение к миру и к себе самому".

Естественно, усвоение образа жизни по-разному происходит у разных людей. Для одних камень преткновения представляют одни элементы православного образа жизни, для других – другие. Кто-то начинает с наиболее трудных для себя. А другие – со сравнительно легких[vi].

При определении степени воцерковленности мы придерживаемся хорошо аргументированного подхода к этой методической проблеме, который развит В. Ф. Чесноковой. Заключается он в следующем. Мы рассматриваем воцерковление как процесс, который имеет свои ступени и степени. Поэтому, как отмечает В. Ф. Чеснокова, "… достижение высокого показателя хотя бы по одной характеристике православного образа жизни - это уже большая победа для человека, решившегося преобразовывать свое мышление и свой образ жизни по христианским заповедям, и это безусловно показывает его решимость не порывать отношений со своей Церковью. И эта решимость исполнять церковные каноны может быть главным показателем воцерковленности. Прочее зависит от условий и обстоятельств, которые будут преодолеваться именно силой этой решимости. Требовать, чтобы каждый православный выполнял все предписанные в церковном образе жизни каноны, - это подход нереальный. И сами священники этого не требуют. Образ жизни православного - это не воинский устав, который все обязаны выполнять единообразно, а творческий конструкт, "пригнанный" к обстоятельствам жизни данного индивидуального человека, находящегося на определенном этапе своего религиозного развития"[vii].

 

К сожалению, в силу независящих от нас причин, мы были вынуждены использовать во всех своих исследованиях религиозной ситуации в области весьма краткий, сильно упрощённый вариант методики измерения характера и уровня воцерковленности верующих[viii]. В этом варианте используется один вопрос с совместимыми альтернативами (см. табл. 14).

 

Критерием воцерковленности,  т. е. усвоения (интернализации)  человеком религиозного образа жизни является регулярность, устойчивость определённого поведения, обусловленного вероучением и религиозными ценностными установками (ориентациями).

Имеются в виду следующие элементы образа жизни человека, наличие хотя бы одного из которых свидетельствуют о том, что процесс его воцерковления однажды начавшись, не прекращается:

–  регулярное участие в богослужениях (в церкви);

–  регулярное чтение Священного Писания;

–  регулярная молитва Богу.

Чем больше этих элементов укоренилось в образе жизни христианина, тем дальше и прочнее он продвинулся на пути воцерковления. И тем выше, соответственно, его уровень воцерковленности.

 

Наиболее распространенная форма религиозной жизни верующих – посещение время от времени, когда позволяют житейские обстоятельства, храма и, изредка, – участие в службах. Так поступает последние годы немногим меньше половины  всех верующих области. И большинство православных. Эта форма поведения характерна для невоцерковленных верующих. Их священники с горечью называют не прихожанами, а "захожанами".

Тем не менее, такое поведение – способ маркирования верующим себя как православного (либо мусульманина, иудея или др.), его принадлежности к определённой конфессии.

 

 

Таблица 14 – Показатели характера и уровня религиозности населения области: 2005 – 2008 гг.

Если Вы относите себя к определенной религиозной общине (группе), то в чём это выражается?

 

Верующие области (от 18 лет и старше)

2005 (окт. )

N=1457

2006 (февр.)

N=1455

2007 (янв.)

N=1446

2008

(2 массива –

март,  ноябрь)

N=2940

Вы хорошо знакомы с богословским учением Вашей религии (общины)

5

7

9

6

Регулярно читаете  священные книги Вашей религии

6

5

6

5

Регулярно участвуете в богослужениях,  обрядах

4

4

5

4

Вы время от времени, когда позволяют обстоятельства, принимаете участие в богослужениях,  обрядах

34

38

43

42

Регулярно молитесь Богу

–*

–*

17

13

В другом

2

2

2

2

Затруднились ответить

30

21

23

20

Прим.: В данной таблице разница показателей (по строчке) значима тогда, когда она более 4%.

Сумма ответов по столбцу не равна 100%, т. к. респонденты  могли отметить столько ответов, сколько считали нужным.

 

 

Примерно 15%  верующих регулярно молятся Богу. И лишь немногие среди верующих (и среди православных) регулярно, а не эпизодически участвуют в богослужениях в церкви, читают священные книги своей религии и хорошо знакомы с вероучением.

 

Если при определении численности воцерковленных придерживаться подхода В. Ф. Чесноковой[ix] и считать таковыми тех, кто регулярно ходит в церковь и/или регулярно читает Библию и/или регулярно молится Богу, то воцерковленных (старающихся вести соответствующий этому термину образ жизни, "церковного народа") среди православных области насчитывается примерно четверть (см. табл. 15, 16).

 

 

Таблица 15 – Удельный вес «церковного народа» (воцерковленных) среди  православных Одесской области: по данным объединённого массива трёх опросов в 2007–2008 гг.  (Nобъед. = 4386)

 

Православные области

(от 18 лет и старше), %

Не воцерковленные

76

"Церковный народ" (воцерковленные)

24

 

 

Таблица 16 – Распределение православных Одесской области по уровню воцерковленности: по данным объединённого массива трёх опросов в 2007–2008 гг.  (Ni = 2768)

Уровень воцерковленности (по трём показателям):

Православные области

(от 18 лет и старше), %

Нулевой (невоцерковленные)

76

Первый

18

Второй

4

Третий

2

 

 

Как видим, пока что большинство наших православных сограждан не очень-то продвинулось по пути воцерковления. Следует подчеркнуть, однако, что процесс воцерковления  верующих, их самосознания, хотя бы в самой первичной форме, уже пошёл. Об этом говорит и динамика распределения конфессиональной принадлежности и в нашей области, и на Украине в целом. Она всё больше сближается с реальным распределением прихожан по конфессиям. В Одесской области этот процесс особенно ускорился в 2008 г.

 

Продолжение следует …

 

М. Кунявский,  зам. директора, в. н. с. центра "Пульс"

 

 


[1] Синелина Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования.– 2006.– №11.– С. 90].

[ii] Круглий стіл “Релігійний вибір населення України: за даними опитування громадської думки” (Київ, Інститут соціології НАН України, 6 листопада 2000 р). Прес-реліз.– К.: Фонд демократичної ініциативи, 2000, с.3 (табл.7);     Украинское общество от выборов до выборов (Социологический мониторинг 1994, 1998, 2002). – К.: Институт социологии НАН Украины, 2002. – С. 101 (табл.s10).

[iii] Видоевич З. Либеральный тоталитаризм // Социологические исследования. – 2007. – № 12. – С. 39.

[iv] Таким образом утверждения Ю. Черноморца – о слабости этой базы, что население Западного и Центрального регионов не желает единства с Москвой в любой форме (в том числе и в религиозной), что у УПЦ (МП) на Правобережной Украине  нет будущего – в настоящее время не выдерживают испытания фактами [см.: Черноморец Ю. Социальная база украинского православия [ http://risu.org.ua/ukr/study/research_conference/chernomorec_socbaza ].

[v] Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. – М.: Академический проект, 2005.– С. 16-17.

[vi] Чеснокова В.Ф. Там же. – С. 18.

[vii]   Чеснокова В.Ф. Там же. – С. 28.

[viii] Только один раз нам удалось при исследовании религиозной ситуации в Одессе более-менее развернуться и использовать комплекс хотя бы базовых показателей воцерковленности В. Ф. Чесноковой. Результаты этого исследования будут опубликованы позже, в материале, специально посвящённом религиозной ситуации в нашем городе.

[ix] Чеснокова В.Ф. Цит. соч..– С. 28-32;      Синелина Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования.– 2006.– № 11.