Поиск по сайту

В материалы нашего сайта не вошла информация, являющаяся конфиденциальной и не подлежащая разглашению по договоренности с заказчиками.

При цитировании, изложении материалов сайта центра "Пульс" на других сайтах просим ссылаться на источник   ( http://puls.od.ua ).

При использовании материалов в печатных СМИ просим указывать Социологический информационно-исследовательский центр "Пульс" как источник информации.

"ПрайМЭРиз"-2002 в Одессе. Воспоминание о будущем? 2002...2009...2010..?

Данный текст, за исключением последних четырех абзацев написан по горячим следам в феврале 2002 г.

Потом серия работ в авральном режиме, затем другие обстоятельства... Жизнь завертела ...

И только сейчас, семь с половиной лет спустя, в октябре 2009 г.,  в преддверии очередных выборов, когда проблема псевдосоциологии снова обострилась, дошли руки "закруглить" этот давний материал, не потерявший своей актуальности. Уже развернулась грязная, грубая, порой агрессивная предвыборная кампания, в которой нашлась работа и для черного PR'a, и для карманных партийных политологов, и для квазисоциологических фирм, созданных "под выборы".

Продолжение следует...


Итак,- февраль 2002 года....

Мне и раньше говорили о таких вещах, но я как-то пропускал это мимо сознания. Но в минувшую субботу (9 февраля) днем (в 14:20), идя домой по Дерибасовской, я увидел на углу возле гастронома №1 двух молодых ребят (парня и девушку) в бросающихся в глаза оранжевых накидках с крупными надписями "Выбор народа " и "Праймэриз".

Я подошел к ним, чтобы попытаться наконец-то разобраться - что это такое. Ребята дали мне небольшую листовку (опять-таки оранжевого цвета), в которой разъяснялось, что такое "праймериз" и предложили поучаствовать в этом мероприятии, отметив одну из 6-ти кандидатур на предложенной мне анкете-бюллетене - кого я хотел бы избрать мэром нашего города.

Посмотрев на список "кандидатов" в мэры, я был просто поражен. Ни одной реальной, насколько мне известно, кандидатуры. Ни Р. Боделана, ни Э. Гурвица. Что тут же заметили подошедшие из любопытства одесситы. Их было двое. Оба независимо друг от друга и по разному высказали свое "фэ". Там числились шесть человек. За исключением одного (В. Хмельнюка), все они баллотируются в народные депутаты в Верховную Раду. А В. Хмельнюк - в мэры Ильичевска.

Стало очевидно, что это так называемая пиарная (а, точнее, пропагандистски-манипулятивная) акция. Тут я повнимательнее всмотрелся в текст листовки. И практически сразу понял, что стал одним из свидетелей грязного, подлого дела. Мало того - образца непрофессиональной, неэффективной, и более того - контрпродуктивной работы халтурщиков от пиара.

Это была наглая, циничная попытка обмануть одесситов и манипулировать ими.

Зомбировать как их, так и того, кто заказал это мероприятие. Да к тому же использовать как слепое орудие те СМИ, которые почему-то клюнут и согласятся прорекламировать это подлое дело.[ ”ПОДЛОЕ ДЕЛО, бесчестное, заведомо безнравственное...“ – Толковый словарь живаго Великорусского языка Владимира Даля ].

Это меня возмущает прежде всего как одессита. Как можно нас так не уважать!

Кроме того, для меня, как человека, четвертый десяток лет работающего по профессии "социолог" последней каплей, переполнившей чашу терпения, заставившей отложить все срочные дела (а их у нас немало сейчас) и согласиться выступить на телевидении (см. на соседней страничке нашего сайта запись телепрограммы "Ко времени" 13.02.2002 г.), стало то обстоятельство, что вся эта грязная, топорная, контрпродуктивная для заказчика деятельность одевает на себя маску социологии, называет себя социологическим исследованием!

Мало того, что этот лживый по всем параметрам уличный спектакль нарушал закон о выборах, что легко можно доказать. Он еще разрушает и без того не очень высокий уровень доверия к социологии, особенно к предвыборной.

Сразу оговорюсь.. Все мое негодование не относится в полной мере к молодым ребятам, которых для этого всего нанимали... Они, я надеюсь, просто не понимали, что идут на грязное, в общем-то, дело. Их привлекла возможность подзаработать...

Сначала я как следует представлюсь. Не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы было понятно, что все мои последующие слова - это слова человека, не понаслышке знающего, что такое социологические исследования в Одессе. Они покажут, что я заслужил право и обязанность выступить от имени одесских социологов против, по всей вероятности заезжих халтурщиков, рядящихся под социологов. Я не верю, чтобы всю эту возню затеяли люди, которые ценят свое профессиональный престиж у одесситов.

Работаю социологом с 1972 года. Причем с самого начала - социологом-практиком, а не теоретиком. Научную степень кандидата наук получил по специальности "прикладная социология". Я один из тех, кто представляет собой одесскую социологическую школу, сформировавшуюся под научным и этическим, что чрезвычайно важно, руководством профессора Ирины Марковны Поповой. С 1990 г. являюсь исполнительным директором социологического центра "Пульс", проведшего десятки исследований в Одессе, Одесской области. Да и не только в них. С 1992 года и по сей день обучаю методике и технике социологических исследований студентов-будущих социологов в Одесском государственном (теперь национальном) университете на кафедре социологии. В настоящее время - работаю (не оставляя "Пульс" и преподавание в университете) начальником аналитического отдела в весьма солидном учреждении - Одесском региональном институте госуправления. Член бюро Южно-украинского отделения Социологической ассоциации Украины.

А теперь поподробнее об этой самой "псевдоПраймериз".

Псевдо - потому что никакого отношения к настоящей праймериз в США не имеет. Весь текст листовки, начиная с заголовка, представляет собой цепь заведомо (для авторов) лживых утверждений. У них три цели.

Первая - внушить одесситам доверие к высокому рейтингу человека, оплатившего это мероприятие, убедив наших сограждан, что организованная ими процедура позволяет (цитирую) "смоделировать результаты будущих выборов с высокой степенью достоверности"..

Вторая - вбросить в поле общественного мнения Одессы фамилию заказчика, до этого мало кому известного. Сделать его известным, узнаваемым. Не в результате какой-то его значимой для города и горожан деятельности, а распечатав его имя в тысячах экземплярах, а потом опубликовав в СМИ якобы результаты этого якобы праймериз.

Третья - зомбировать рядовых горожан, внушая им на подсознательном уровне представление о значимости заказчика этой акции. Причем о таком уровне значимости, о каком ему на самом деле и мечтать не приходится. Как о возможном кандидате на пост мэра Одессы. Об этой стороне замысла авторов этой акции свидетельствует заголовок листовки, рассчитанной, впрочем, на знающих разговорный английский (ПрайМЭРиз).

Кто заказчик - вычислить было легко. Это человек, плохо или, точнее, почти совсем не известный массе одесских избирателей. Во-вторых, это тот человек, про которого уже в понедельник по радио сообщили, что он по данным этого "праймэриз" самый-самый популярный среди одесситов кандидат на пост городского головы. Кто именно - не хочу говорить, чтобы не делать ему рекламу. Вскоре "результаты" "праймериз" были опубликованы в бесплатной газете "Пора говорить" (редактор Е. Астрахович). Мне удалось достать только первый из немногих вышедших номер (презентационный). Эти "результаты" был изложены также 15 февраля 2002 г.  в газете "Слово" (статья В.Оверчука "Одесситы ждут нового лидера" ).

Мало того, на одном из одесских телевизионных каналов прошла в скандально-эпатирующем формате передача "Голая правда", в которой дикторша излагала данные "полученные" в "праймэриз", постепенно раздеваясь догола.

Кто авторы и исполнители этого недобросовестного замысла - тоже легко "вычислить" по содержанию и характерному стилю работы. Судя по целому ряду косвенных признаков - это десант, скорее всего заезжих "специалистов" т. наз. серого и черного PR'а. Прямых улик этому нет - такого рода люди к публичной известности не стремятся!

Следует подчеркнуть - я уважаю настоящих профессионалов, занятых работой по налаживанию отношений с общественностью тех или иных фирм, корпораций либо политиков, официальных властных структур. С одной оговоркой - если они соблюдают свой кодекс профессиональной этики. Т. е.когда все их действия и поступки соответствуют моральным ценностям, принятым в качестве нормы в данном обществе или культуре.

Так, например, в "Кодексе профессиональных стандартов" Американского общества паблик рилейшенз (PRSA), регламентирующей практику паблик рилейшенз в качестве основных норм профессионального поведения приняты следующие установки:

"Отстаивая интересы клиентов и работодателей, мы заявляем о своей приверженности целям улучшения контактов, взаимопонимания и сотрудничества между отдельными лицами, группами и институтами нашего общества, а также целям равных возможностей осуществления деятельности в профессии паблик рилейшенз.

Мы обязуемся демонстрировать образцы профессионального поведения, характеризующегося честностью, точностью, справедливостью и высокой ответственностью по отношению к общественности".(Подчеркнуто мною.- М. К.)

В этом Кодексе, далее, изложена и такая норма: "Член PRSA не должен сознательно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию....".

Такими нормами и на самом деле руководствуются известные мне настоящие профессионалы ПР, как одесские, так и киевские или московские. Они стремятся пользоваться достоверной информацией, чтобы публика, к которой они обращаются, могла принимать важные для себя решения, базируясь на надежных данных, на таких истинных фактах и аргументах, которые без их усилий общественность не получила бы.

В случае же с т. наз."праймэриз"дело обстоит совсем иным образом. Это попытка внушить одесситам заведомо ложную, вводящую в заблуждение информацию, чтобы они приняли решение и выбрали на ответственный пост человека, который пытается манипулировать избирателями.

Одно из многих лживых утверждений авторов этого действа - что то, чем они занимаются - социологическое исследование.

Да, в арсенале настоящих социологов есть и такой метод сбора информации, как опрос на улицах. Это, кстати, один из самых технологически не простых методов. Он, во всяком случае, сложнее, чем опрос по месту жительства или телефонный.

Все же опрос на улицах, невзирая на сопряженные с ним проблемы (специфики анкеты, контроля анкетеров и пр.) вполне может дать достаточно надежную, достоверную информацию. Но только в том случае, если:

- ставится цель - не дезинформировать, а получить информацию, как можно точнее характеризующие реальную социальную или социально-психологическую ситуацию (в городе, области, какой-либо социальной группе ...);

- применяется соответствующая специальная технология, обеспечивающая достижение этой цели;

- соблюдается, причем педантично, не за страх, а за совесть, кодекс профессиональной этики социолога.

Причем именно последнее условие является главной, решающей предпосылкой получения добротной социологической информации.

О том, что это возможно, свидетельствует опыт Центра "Пульс". В нашей практике были случаи, когда по заказу разных клиентов мы почти одновременно проводили предвыборные опросы на улицах, по телефону и по месту жительства.  Данные во всех трех практически совпадали, различаясь в пределах погрешности выборки.

Для работы профессиональных социологов, независимо от того, каким образом они собирают информацию, характерно определенное отношение к самой работе. Если коротко, то это отношение можно выразить заповедью медиков "Не навреди!":

- не навреди информатору, т. е. рядовому респонденту или эксперту, разгласив или передав его личные данные (фамилию, адрес и др.) третьим лицам;

- не навреди заказчику – дай ему необходимую и достаточную, и, главное, надежную информацию;

- не навреди потребителю (любому!)социологической информации, публикуя недостаточно достоверную информацию. Или (не дай Бог!) фальшивые, заведомо ложные, "взятые с потолка", изготовленные по принципу "чего изволите" данные;

- не навреди себе и коллегам, выполняя работу недобросовестно, не на должном уровне, дискредитируя  тем самым себя, свой коллектив, сообщество социологов, а равно социологию как науку,  как ремесло и как искусство.

Чтобы конкретизировать эту заповедь, социологи, маркетологи, специалисты в области PR-технологий выработали свои кодексы профессиональной этики. По многим пунктам эти своды правил профессионального поведения идентичны и по смыслу, и по букве. Есть такой кодекс и у Социологической ассоциации Украины [см. Кодекс професiйної етики соціолога: http://www.sau.kiev.ua/codex.html ].

 

Зам. директора, в. н. с. Центра «Пульс» М. Кунявский